Содержание
Познакомьтесь с содержанием Анкеты.
Выберите для индивидуальной диагностики ребенка старшего дошкольного или младшего школьного возраста.
Проведите наблюдение за его поведением, активностью в различных видах деятельности, проявлением способностей в повседневной жизни, во время совместной деятельности.
При необходимости побеседуйте с родителями или другими педагогами.
Заполните Таблицу 1 и Анкету (выделите курсивом и подчеркните выбранное утверждение).
Заполните Таблицу 2.
Дайте краткую качественную характеристику развития ребенка.
Сделайте вывод о том, развитию какой способности ребенка необходимо уделить особое внимание.
Диагностика развития детей старшего дошкольного возраста
(Источник: Диагностика готовности ребенка к школе:Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.)
Анкета
Анкета направлена на выявление уровня психического развития ребенка. Перед ее заполнением следует провести наблюдение за поведением и деятельностью дошкольника, особенностями выполнения им заданий на занятиях. Вопросы анкеты являются ориентирами для организации направленного наблюдения за детьми, а также для проведения образовательной работы в дошкольном учреждении.
При заполнении анкеты нужно выделить курсивом и подчеркнуть один из пунктов каждого утверждения (а, б или в), который наиболее соответствует особенностям ребенка.
Здоровье и двигательная активность
1. Оцените телосложение ребенка:
а) нормального питания;
б) умеренно повышенного или пониженного питания;
в) выраженно повышенного или пониженного питания.
2. Осанка ребенка:
а) нормальная;
б) сутулая;
в) сколиозная.
3. Свободное время в группе и на прогулке ребенок чаще использует для:
а) организации подвижных игр с другими детьми;
б) подвижных игр, организованных другими детьми;
в) малоподвижных игр.
4. При выполнении коллективных заданий ребенок:
а) опережает средний темп;
б) соответствует среднему темпу;
в) отстает от среднего темпа.
5. При переходе от физкультурных занятий к занятиям в группе ребенок переключается на новые требования:
а) самостоятельно и легко;
б) с помощью воспитателя;
в) затрудняется даже после многократных обращений воспитателя.
6. На занятиях, требующих концентрации внимания и усидчивости, ребенок:
а) утомляется незначительно;
б) утомляется ближе к концу занятия;
в) быстро утомляется и отвлекается.
7. Движения ребенка в подвижных играх, беге и ходьбе:
а) ловкие, грациозные;
б) скованные, неуверенные;
в) неуклюжие.
8. Ребенок при выполнении действий с несколькими предметами (бытовые действия, одевание, конструирование, лепка):
а) умело действует двумя руками;
б) использует вторую руку как вспомогательную;
в) действует практически одной рукой.
Общие способности
Умственные способности
9. При взаимодействии с объектами окружающего мира ребенок:
а) использует все основные образцы внешних свойств предметов (сенсорные эталоны цвета, формы и величины);
б) частично использует образцы внешних свойств предметов;
в) испытывает затруднения при использовании образцов внешних свойств предметов.
10. При постройке различных объектов (например, дома, машины, кораблика и т. п.) ребенок:
а) ориентируется на схему;
б) использует схему с помощью педагога;
в) затрудняется в использовании схемы.
11. Ориентируясь в реальном пространстве (в комнате, на участке, этаже и т. д.), ребенок:
а) пользуется его схемой самостоятельно;
б) использует схему по указанию педагога;
в) затрудняется в использовании схемы.
12. Обобщающие слова (например, «одежда», «посуда», «мебель», «животные» и т. д.) ребенок:
а) использует самостоятельно;
б) использует по указанию педагога;
в) затрудняется использовать.
13. Причинно-следственные связи и зависимости в живой и неживой природе, в области логических и математических отношений ребенок:
а) может устанавливать самостоятельно;
б) может устанавливать с помощью педагога;
в) затрудняется устанавливать.
14. Начало и конец истории или действия ребенок:
а) выделяет самостоятельно;
б) выделяет с помощью взрослого;
в) затрудняется выделять.
15. Что произойдет в том или ином случае ребенок:
а) может предвидеть самостоятельно;
б) может предвидеть с помощью взрослого;
в) затрудняется предвидеть.
16. Характер и настроение сказочного персонажа и другого человека посредством цвета (в рисунке, аппликации), пластики (в танце, движении) и атрибутов (при конструировании) ребенок:
а) может передавать самостоятельно;
б) может передавать с помощью взрослого;
в) затрудняется передавать.
17. Различные символы для обозначения ролей (например, «злой, как Бармалей», «умная, как Василиса Премудрая» и др.) в игре или обычной жизни ребенок:
а) использует часто;
б) использует иногда;
в) затрудняется использовать.
18. Общепринятые символы (флаг связан с праздником, подарок – с днем рождения, учебник – с учеником) в игре, общении, рисовании, аппликации и др. ребенок:
а) использует самостоятельно;
б) использует с помощью взрослого;
в) затрудняется использовать.
Коммуникативные способности
19. Смысл предъявляемых требований во взаимодействии со взрослым на занятиях ребенок:
а) понимает часто;
б) понимает не всегда;
в) понимать затрудняется.
20. В совместной игре со взрослым и сверстниками ребенок:
а) действует слаженно, учитывает игровые действия взрослого и детей;
б) больше ориентируется на взрослого, чем на сверстников;
в) стремится привлечь внимание взрослого к своим игровым действиям, не согласовывает их с действиями сверстников.
21. Ребенок, взаимодействуя со сверстниками на занятиях:
а) предлагает свои способы выполнения задания, учитывает мнение других детей;
б) предпочитает следовать пожеланиям других детей;
в) не учитывает мнения и действия сверстников.
22. Ребенок предпочитает играть:
а) в большой группе детей (3 и более человек);
б) в малой группе (2 человека);
в) один.
23. В конфликтных ситуациях ребенок:
а) стремится найти конструктивный способ выхода из конфликта, учитывая интересы всех его участников;
б) понимает причину конфликта, обращается за помощью к взрослому;
в) испытывает трудности, пытается разрешить конфликт в свою пользу (уговаривает, агрессивно требует, плачет и т. п.).
24. При общении со взрослыми ребенок:
а) проявляет сочувствие (отзывчивость) ко всем близким родственникам и работникам детского сада;
б) проявляет сочувствие (отзывчивость) к некоторым из них;
в) редко проявляет сочувствие.
25. При общении с другими детьми ребенок:
а) проявляет сочувствие (отзывчивость) по отношению ко всем детям;
б) проявляет сочувствие (отзывчивость) по отношению к некоторым из них;
в) редко проявляет сочувствие.
Регуляторные способности
26. Ребенок соглашается выполнять режимные требования, предлагаемые педагогом:
а) всегда;
б) часто;
в) иногда.
27. Ребенок спокойно идет на занятия:
а) всегда;
б) часто;
в) иногда.
28. Ребенку нравится играть с другими детьми:
а) всегда;
б) часто;
в) иногда.
29. Ребенок охотно вступает в контакт с педагогом:
а) всегда;
б) часто;
в) иногда.
30. Когда за ребенком приходят родители, он спокойно уходит домой:
а) всегда;
б) часто;
в) иногда.
31. Когда предлагают идти завтракать (обедать), ребенок:
а) подчиняется требованиям взрослого;
б) продолжает какое-то время заниматься своим делом, затем садится за стол;
в) занимается своим делом.
32. Во время занятия ребенок:
а) может долго сохранять внимание;
б) часто отвлекается;
в) включается в работу эпизодически.
33. При взаимодействии с детьми ребенок:
а) обычно применяет правила культурного поведения;
б) не всегда следует правилам культурного поведения, хотя знает их;
в) редко следует правилам культурного поведения (знает некоторые из них).
34. Когда за ребенком приходят родители, он:
а) прощается и уходит в раздевалку;
б) продолжает какое-то время играть, затем прощается и уходит в раздевалку;
в) продолжает долго играть.
Способность к построению речевого высказывания
35. Ребенок активно использует речь в общении со сверстниками (объясняет правила, распределяет роли, задает вопросы):
а) почти всегда;
б) иногда;
в) редко.
36. Ребенок с готовностью включается в речевое общение со взрослыми (рассказывает о произошедших событиях, комментирует собственные действия, пересказывает знакомые сказки и пр.):
а) почти всегда;
б) иногда;
в) редко.
37. Ребенок, используя грамматические формы:
а) правильно согласует слова в предложении;
б) иногда допускает ошибки в согласовании слов в роде, числе, падеже;
в) часто допускает нарушения в роде, числе, падеже.
Осведомленность в основных областях знаний
38. Свое имя, фамилию, пол и возраст ребенок:
а) называет самостоятельно;
б) называет с помощью взрослого;
в) называть затрудняется.
39. Правила обращения с различными предметами, в том числе с предметами повышенной опасности ребенок:
а) знает;
б) знает, но не все;
в) знает только некоторые.
40. Название страны, города (села), в котором живет, государственную символику ребенок:
а) самостоятельно употребляет в речи, узнает или называет в ответ на вопрос взрослого;
б) вспоминает с помощью взрослого;
в) называть затрудняется.
41. В представлениях об окружающем мире (профессии, орудия труда, виды транспорта и пр.) ребенок:
а) почти всегда проявляет осведомленность;
б) частично осведомлен;
в) мало осведомлен.
42. В сезонных изменениях в живой и неживой природе ребенок ориентируется:
а) свободно;
б) частично;
в) плохо.
43. Названия диких и домашних животных, места их обитания и особенности поведения ребенок:
а) знает хорошо (свободно приводит примеры);
б) вспоминает с помощью взрослого (приводит 1–2 примера);
в) знает плохо.
44. Во временных отношениях (частях суток, временах года, месяцах, днях недели) ребенок ориентируется:
а) свободно;
б) с помощью взрослого;
в) плохо.
45. Произведения детской художественной литературы ребенок:
а) знает хорошо (свободно ориентируется в названиях, сюжетах, персонажах и др.);
б) вспоминает с помощью взрослого;
в) знает плохо.
Виды деятельности
Игровая деятельность
46. В игре со сверстниками ребенок:
а) чаще всего сам придумывает себе роль;
б) иногда придумывает себе роль сам, иногда соглашается на роль, предложенную другими детьми или взрослым;
в) соглашается на роль, предложенную другими детьми или взрослым.
47. В случае изменения замысла или сюжета игры ребенок:
а) гибко и своевременно меняет свою роль в соответствии с сюжетом;
б) стремится вписать свою старую роль в новый сюжет без изменения;
в) не может изменить свою роль, продолжая оставаться в рамках старого сюжета.
48. Играя в сюжетные игры, ребенок предпочитает:
а) выполнять игровые действия в вербальном плане;
б) использовать предметы-заместители;
в) использовать предметы, приближенные к реальным (игрушки).
49. Ребенок использует в игре:
а) разнообразные сюжеты;
б) небольшое количество сюжетов (2–3);
в) сюжеты, предложенные взрослым.
50. Ребенок сочетает в игре разнообразные сюжеты:
а) часто;
б) иногда;
в) только с помощью взрослого.
51. В игре ребенок следует правилу:
а) почти всегда самостоятельно;
б) в большинстве случаев самостоятельно или с небольшой помощью взрослого;
в) с трудом, ориентируясь на контроль взрослых или партнеров.
52. В игре ребенку прежде всего важен:
а) выигрыш;
б) равенство результатов;
в) участие в игре.
Конструктивная деятельность
53. Создаваемые ребенком постройки носят:
а) творческий характер (создание новых вариантов знакомых конструкций);
б) воспроизводящий характер (конструирование знакомых построек);
в) манипулятивный характер (не приводит к созданию конкретных построек).
54. Ребенок, конструируя по заданному образцу:
а) самостоятельно анализирует его, выделяет основные части конструкции, устанавливает пространственное расположение, подбирает необходимые детали, затем конструирует;
б) нуждается в пошаговом руководстве взрослого;
в) затрудняется в воспроизведении образца.
55. Ребенок, конструируя по заданным условиям:
а) самостоятельно анализирует их, затем в соответствии с ними создает собственную конструкцию;
б) нуждается в пошаговом руководстве взрослого;
в) затрудняется в создании конструкции.
56. Предваряя конструктивную деятельность, свой замысел ребенок:
а) обозначает самостоятельно (называет тему);
б) обозначает с помощью взрослого;
в) затрудняется называть.
Изобразительная деятельность
57. Разнообразные изобразительные средства (цвет, форму, ритм, симметрию и т. п.) ребенок:
а) использует самостоятельно;
б) использует с помощью взрослого;
в) затрудняется использовать.
58. Отражая действительность в художественно-образной форме, ребенок:
а) создает выразительные композиции, раскрывает тему;
б) создает детализированное изображение;
в) создает схематизированное изображение.
59. Рисунок ребенка соответствует предварительному замыслу:
а) почти всегда;
б) иногда;
в) редко.
Результаты диагностики
Количественный анализ
Подсчитайте по каждому разделу количество выбранных утверждений. Заполните Таблицу 2.
Познавательная потребность дошкольника
(В.С.Юркевич, модификация и адаптация применительно к дошкольному возрасту Э.А.Барановой)
Цель. Выявление наличия, силы и устойчивости познавательной потребности.
Материал. Стандартизованная анкета, включающая 7 вопросов, адресованных взрослым, имеющим отношение к воспитанию ребенка (родителям, воспитателям).
№ п\п |
Вопросы |
Варианты ответов |
1 |
Как часто ребенок подолгу (полчаса-час) занимается какой-либо умственной деятельностью |
а) постоянно б) иногда в) очень редко |
2 |
Что предпочитает ребенок, когда предлагают загадку |
а) помучиться, но самому найти ответ б) когда как в) получить готовый ответ от других |
3 |
Просит ли почитать книги, дослушивает ли до конца |
а) постоянно, слушает до конца б) иногда, не всегда слушает до конца в) редко |
4 |
Насколько положительно эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственным напряжением |
а) очень положительно б) когда как в) скорее равнодушно |
5 |
Часто ли ребенок задает вопросы |
а) часто б) иногда в) редко |
6 |
Дожидается ли ответа на поставленный вопрос |
а) да б) не всегда в) нет |
7 |
Присутствуют ли в речи вопросы вопросы-цепочки (за одним вопросом следует другой, возможно, третий, относящийся к одной к одной теме) |
а) да, бывает довольно часто б) когда как в) не наблюдалось |
Ход проведения. Испытуемым дается анкетный лист с вопросами и предлагается ответить на заданные вопросы, выбрав один из вариантов ответов.
Обработка данных. Ответ а) оценивается в «5 баллов»; б) – «3 балла»; в) – «1 балл». Интенсивность познавательной потребности определяется полученной суммой баллов: 27-35 баллов – познавательная потребность выражена сильно, 17-26 балов – умеренно, менее 17 баллов - слабо
Качественный анализ
Выводы
Вы можете убедиться в качестве данной работы. Часть контрольной представлена ниже: