Содержание
1. Задание. Вопрос для письменного ответа: Понятие «уместность речи» (с примерами из разных стилей).
2. Задание. Проверка знания языковых норм и их кодификации:
А. В приведённых ниже словах проставьте ударение:
агрономия, бронировать (= «закреплять за кем-нибудь»), гуру, гуру, добыча, донельзя, еретик, звонишь, недуг, приободрить, путепровод.
адапТЕр
антиТЕзис
ДЕмпинг
корТЕж
кроншТЕйн
лайНЕр
паТЕнт
проТЕже
Тент
чарТЕр
В. Исправьте ошибки, допущенные из-за неверного выбора паронима.
1) В Думе не первый год ведутся дебаты о сроках и содержании воинской реформы. 2) Народ терпел двойственный гнёт. 3) Это показалось ему обидчивым. 4) С автором заключен договор об оплате гонорара.
Г. В приведённых ниже предложениях найдите примеры нарушения языковых норм, внесите необходимые правки.
1) Новая встреча изменила их отношения: старые разногласия были забыты и они стали заклятыми друзьями.
2) В последние годы уровень безработицы в регионе значительно ухудшился.
3) Она была страшно красивая.
4) Изначально было ясно, что команда «Манчестер Юнайтед» обречена на успех.
Д. Выберите из помещённых в скобках существительных с предлогами нужные. Если возможны варианты, отметьте семантико-стилистическое различие между ними.
1) Средство против гриппа продаётся в этой аптеке. 2) Материал по лекциям по всем объявленным темам следует повторить к зачёту. 3) Меры для осуществления необходимого воздействия были приняты. 4) Контроль за производством, над производством; продукции осуществляется данной инстанцией.
Е. В приведённых ниже предложениях поставьте сказуемые в нужную форму.
1) Женщина-врач была редким явлением в дореволюционной России.
2) На Большой Академической улице открылось кафе-кондитерская. 3) Концерт-загадка передавался вчера утром...
1. Задание. Приведите (составьте) фрагмент текста, относящегося к указанному ниже стилю или подстилю литературного языка. На основе лексико-грамматического анализа языковых средств, использованных в данном тексте, его оформления, попытайтесь доказать, что текст относится именно к указанному стилю (подстилю): Научно-учебный подстиль.
2. Задание. Комплексный анализ текста:
Прочитайте текст и ответьте на вопросы 1–4. В ответах укажите цифру вопроса и букву(ы), соответствующую(ие), по Вашему мнению, верному (например, 1А; 2 Б, Г и т.д.).
(1) Олег Меньшиков – первый русский актёр, удостоенный премии имени Лоуренса Оливье. (2) Эта премия была вручена ему в Лондоне в апреле 1992 года за роль Есенина в спектакле «Когда она танцевала», где Олег играл в паре со знаменитой Ванессой Редгрейв. (З) Эта престижная ежегодная премия – нечто вроде американского «Оскара» у кинематографистов. (4) Она представляет собой достаточно тяжёлый бюст Оливье в костюме Генриха V и диплом в рамке под стеклом. (5) Никаких долларов к перечисленным аксессуарам не прилагается, но престиж, разумеется, дороже любых денег, тем более для актёра, получившего эту награду впервые.
1. Кто удостаивается премии Лоуренса Оливье?
А) танцовщики
Б) театральные актёры
В) оперные певцы
Г) кинематографисты
2. Каков тип речи этого текста?
А) рассуждение
Б) описание с элементами рассуждения
В) повествование с элементами описания
Г) повествование
3. С помощью каких языковых средств связаны 1-е и 2-е предложение?
А) указательное местоимение
Б) синоним
В) лексический повтор
Г) указательное местоимение и лексический повтор
4. Какие средства языковой выразительности НЕ используются в данном тексте?
А) вводные слова
Б) эпитет
В) метафора
Г) разговорные выражения
Вы можете убедиться в качестве данной работы. Часть контрольной представлена ниже: