Курсовые, дипломные и контрольные работы.
Готовые и на заказ

Задания для текущего контроля (4 раздела) – Ответы

ДисциплинаГуманитарные
Тип работыКонтрольные
Количество страниц10
Год сдачи2019
Номер работы4953

О работе

Работа успешно сдана, аккуратное оформление, качественное выполнение

Содержание

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

Раздел 1. Научный текст как средство научной коммуникации. Жанры научной речи
1. Прочитайте текст. Назовите компоненты его экстралингвистической основы.

Коммуникативная неудача / или ошибка / это такой сбой в общении / когда наша коммуникативная / то есть речевая задача не решается или решается частично // Общение/ если и состоялось/ то не так/ как задумал инициатор речи// То есть/ слушающий увидел его/ совсем не таким/как тому хотелось// Помните у Сократа?// «Заговори/чтобы я тебя / увидел//
Как избежать коммуникативных неудач?// / Да просто/нужно помнить / что может привести к коммуникативной неудаче // И помнить всегда//контролировать/ свою речь//
Полностью избежать/ коммуникативных неудач/ невозможно//. Именно в речевом поведении/ не ошибается тот/ кто ничего не делает// не ошибается только молчащий человек// Но можно свести / коммуникативные неудачи/ к минимуму// Взгляните на схему// тут представлены/ виды коммуникативных неудач//Лучше один раз увидеть//
На схеме показано / что может привести к ошибке // Сейчас я поясню // Во-первых / ошибка может возникнуть/ из-за нарушения общепринятых норм поведения // Например / когда в официальной обстановке/ один из собеседников/ начинает говорить на личные темы// Во-вторых / это неправиль¬ный выбор языковых средств // Например / о человеке говорят/ «Он работал/ «не прикладая рук»//вместо «не покладая рук»/ / В-третьих / мы ошибаемся / если не учитываем компоненты речевой си¬туации // Например / в транспорте / в официальной обстановке обращаемся к незнакомому человеку на ты / В-четвёртых / коммуникативная неудача случается из-за того / что мы говорим очень тихо или очень громко // Итак / нужно помнить / что может привести к коммуникативной ошибке и стремиться этого не допускать ( По И.Р. Примм).

2. Определите стиль Текста. Назовите его стилевые черты и укажите к каждой стилевой черте не менее трех языковых средств.
Представим себе конвейер. С конвейера все время сходят новые часы, только что собранные. Для этого нужны, во-первых, какие-то части, заранее заготовленные (они делаются не на этом конвейере), и, во-вторых, умелая сборка готовых частей по известным правилам. Правила могут быть записаны, но важнее, что они есть в головах сборщиков. И правила для всех одинаковы: все сборщики собирают часы одного типа.
Некоторые часы (большинство) отвечают стандарту, идут точно, другие будут работать с капризами; встречается, наверное, и брак.
Этот конвейер с часами – аналогия речи. Речь – явление конкретное. В какую-то секунду Алексей Семенович Подушкин сказал: "Сейчас буду дрова колоть". Прибор записал звуки этого высказывания. Запись отразила индивидуальный голос Алексея Семеновича (густой бас с хрипотцой); он сказал сейчас как [ща]: "Ща буду дрова колоть" (это в живой речи встречается).
Чтобы быть понятым, Алексей Семенович должен все звуки, слова, грамматические конструкции строить по определенным правилам. Он может хорошо владеть правилами, но может и ошибаться (как сборщики на конвейере); он может одни приемы "сборки" предпочитать другим, а некоторые вообще не употреблять.
Речь – это производство конкретных высказываний, которые могут быть во всей своей конкретности записаны на магнитофон (звуковая сторона), вместе с ситуацией запечатлены звуковым стереокино (это даст ключ к значению высказывания). Речь – это конкретные часы (высказывания) на конкретном конвейере (мыслительные и речевой аппарат человека).
А язык? Это те правила, по которым идет сборка, это тот план выбора нужных частей, которые используются как готовые, - они образованы тоже по каким-то правилам до речевого конвейера26.

3. Охарактеризуйте экстралингвистическую основу данного текста, признаки стиля и его языковые средства. Составьте текст по данному образцу на одну из следующих тем: “Для чего нужны буквы?”, “ Для чего нужна интонация?”.
Для чего же нужны звуки языка?
Вопрос, казалось бы, простой: ясно, что без материального звукового воплощения язык существовать не может, звуки языка нужны для того, чтобы был язык. Но это слишком общий ответ, надо поискать более конкретный.
Может ли существовать язык, в котором был бы всего один звук? Очевидно, нет. Если в языке есть, скажем, только звук [у], то слова могут быть такие: у; уу; ууу; уууу; ууууу … Их окажется очень немного, даже если разнообразить их ударением. Необходимо, чтобы в языке было достаточное количество звуков, иначе нельзя создать большого числа различающихся слов. Значит, важное назначение звуков – отличать слова (и морфемы) друг от друга28.

4. К какому жанру относится текст? Докажите, обратившись к признакам жанра.
Легенда об Архимеде
Существует легенда о том, как Архимед пришел к открытию, что выталкивающая сила равна весу жидкости в объеме тела. Он размышлял над задачей, заданной ему сиракузским царем Гиероном (250 лет до н.э.).
Царь Гиерон поручил ему проверить честность мастера, изготовившего золотую корону. Хотя корона весила столько, сколько было отпущено на нее золота, царь заподозрил, что она изготовлена из сплава золота с другими, более дешевыми металлами. Архимеду было поручено узнать, не ломая короны, есть ли в ней примесь.
Достоверно неизвестно, каким методом пользовался Архимед, но можно предположить следующее. Сначала он нашел, что кусок чистого золота в 19,3 раза тяжелее такого же объема воды. Иначе говоря, плотность золота в 19,3 раза больше плотности воды.
Архимеду надо было найти плотность вещества короны. Если эта плотность оказалась бы больше плотности воды не в 19,3 раза, а в меньшее число раз, значит, корона была изготовлена не из чистого золота.
Взвесить корону было легко, но как найти ее объем? Вот что затрудняло Архимеда, ведь корона была очень сложной формы. Много дней мучила Архимеда эта задача. И вот однажды, когда он, находясь в бане, погрузился в наполненную водой ванну, его внезапно осенила мысль, давшая решение задачи Ликующий и возбужденный своим открытием, Архимед воскликнул: “Эврика!Эврика!” , что значит: “ Нашел!Нашел!”
Архимед взвесил корону сначала в воздухе, а затем в воде. По разнице в весе он рассчитал выталкивающую силу, равную весу воды в объеме короны. Определив затем объем короны, он смог уже вычислить ее плотность, а зная плотность, ответить на вопрос царя…
Легенда говорит, что плотность вещества короны была меньше плотности чистого золота. Тем самым мастер был изобличен в обмане, а наука обогатилась замечательным открытием.
Историки рассказывают, что задача о золотой короне побудила Архимеда заняться вопросом о плавании тел. Результатом этого было появление замечательного сочинения “ О плавающих телах, которое дошло до нас.
Седьмое предложение (теорема) этого сочинения сформулировано Архимедом следующим образом:
Тела, которые тяжелее жидкости, будучи опущены в нее, погружаются все глубже, пока не достигнут дна, и, пребывая в жидкости, теряют в своем весе столько, сколько весит жидкость, взятая в объеме тел.

5. Определите, к какому жанру относятся вторичные тексты. Оцените тексты с точки зрения соблюдения норм построения данных жанров.
А. “Я хочу обратить внимание современной молодежи на статью кандидата филологических наук Т.М. Веселовской “Кто такие лохи?”, опубликованной в первом номере журнала “Русская речь” 2001 года.
В этой статье внимание уделено проблеме использования жаргонизмов. Автор рассматривает слово “лох” и примерами иллюстрирует его значение и сферу употребления. В статье приводятся высказывания многих политиков и юмористов, в речи которых также присутствует данный жаргонизм. Сопоставляя мнения многих ученых и используя словари молодежного сленга, автор статьи приводит ряд значений слова “лох” и слов, производных от него. Далее Веселовская пытается проследить этимологию данного жаргонизма и приходит к выводу, что исходные слова существовали во всех русских говорах и имели различные значения.
В заключении статьи автор отмечает, что большинство русских жаргонизмов проникли в систему городского просторечия из просторечия местного, которое, в свою очередь, формируется под влиянием диалекта.
Язык статьи понятный и приемлемый для всех, поэтому ее можно порекомендовать широкому кругу читателей. Я считаю, что Т.М. Веселовская в своей статье поставила очень важную проблему, потому что, несмотря на уровень образования, многие люди употребляют неуместно жаргонизмы”.
В. “Клушина Н.И. Увещевательная коммуникация в СМИ // Русская речь, №6, 2002. С.59-61.
В рассматриваемой статье автор говорит о роли рекламы в современных средствах массовой информации. Кандидат филологических наук Клушина Н.И. подвергает рекламные тексты тщательному лингвистическому анализу и рассматривает рекламный текст не только как поставщик многочисленных языковых ошибок, но и как источник выразительных ресурсов русской речи.
Автор говорит, что рекламные тексты входят в языковой фонд, становятся узнаваемыми, цитируются, а следовательно, очень активно влияют на формирование языковой нормы. Нарушение языковой нормы в рекламном тексте нередко становятся основой “языковой игры” с целью повышения эффективности рекламного сообщения. Однако не следует забывать, что отклонения от норм часто объясняются незнанием правил грамматики. Автор считает, что ошибки, связанные с неоправданным нарушением общепринятых норм, вызывают особую озабоченность, так как известная навязчивость современной российской рекламы способствует распространению подобных речевых “аномалий” в массовом сознании.
Н.И. Клушина утверждает, что эффективным инструментом создания новых продуктивных значений, которые повышают как эстетическую ценность, так и “продающую способность” рекламы, могут быть каламбуры, метафоры и другие выразительные средства языка. Примечательно удачное употребление этих средств. Это означает, что отечественная реклама в лучших своих образцах начинает успешно осваивать родной язык и, подобно хорошей литературе, становится областью демонстрации его богатых возможностей.
Автор обращает внимание и на то, что не все примеры употребления выразительных средств удачны. Очень часто в погоне за экспрессивностью рекламного высказывания его создатели нарушают не только языковые, но и этические нормы, забывая о своей ответственности перед обществом.
В заключении автором подчеркивается необходимость получения рекламистами необходимых филологических знаний, а также конкретных навыков в создании корректных речевых произведений”.

Раздел 2. Онтология, методология и аксиология исследования в научном тексте

1. Прочитайте отрывок из лекции В. О. Ключевского “О взгляде художника на обстановку и убор изображаемого им лица”, прочитанной им в Училище живописи, ваяния и зодчества весной 1897 года. Какие ценностные установки отражены в этом тексте?
“Говорят, лицо есть зеркало души. Конечно так, если зеркало понимать как окно, в которое смотрит на мир человеческая душа и через которое на нее смотрит мир. Но у нас много и других средств выражать себя. Голос, склад речи, манеры, прическа, платье, походка, все, что составляет физиономию и наружность человека, все это окна, чрез которые наблюдатели заглядывают в нас, в нашу душевную жизнь. И внешняя обстановка, в какой живет человек, выразительна не менее его наружности. Его платье, фасад дома, который он себе строит, вещи, которыми он окружает себя в своей комнате, - все это говорит про него и прежде всего говорит ему самому, кто он и зачем существует или желает существовать на свете. Человек любит видеть себя вокруг себя и напоминать другим, что он понимает, что он за человек”.

2. Прочитайте перечень объектов науки, к которым, по мнению ученых, необходимо формировать ценностное отношение. Какие причины выделения ценностных объектов указаны в тексте? По аналогии опишите систему ценностей той области научных знаний, которая лежит в основе Вашей профессиональной деятельности.
«1.Человеческая жизнь представляет величайшую ценность. Осознание человеческой жизни как ценности несовместимо с войнами, насилием, различными формами уничтожения человеческого достоинства. Формирование ценностного отношения к человеку как единственному носителю общественной формы движения материи – одна из важнейших задач обучения.

2. Здоровье человека не является личным делом самого человека – это одно из необходимых условий развития общества.

3.Гуманистический аспект науки, показывающий, что наука в обществе в своих истоках, целях и результатах должна быть ориентирована на благо человека. Гуманистический аспект науки попадает в содержание образования через историко-научные, экологические, прикладные и другие знания.

4. Теория. Ценностный аспект научного знания связан с возможностью предвидения, теоретического осмысления действительности. Использования науки впрактике. Особенно велико в этом отношении значение теории.

5. Метод получения нового знания предопределяет и сам предопределяется стилем мышления, той парадигмой, которая не только задаёт оценку фактам, но и ориентируется на поиск.

6. Стиль мышления является одной из самых больших ценностей человечества в каждую эпоху.

7. Истина обладает, не только научной, познавательной ценностью. В процессе обучения особенно важно воспитывать ценностное отношение к мировоззренческим истинам: объективности существования мира, взаимосвязи и непрерывному изменению явлений. Единству мира, неисчерпаемости и познаваемости его, могуществу человеческого разума.

8. Природа. Особенно важно воспитывать ценностное отношение к природе. Гармоническому взаимодействию с ней» .

Раздел 3. Виды научных публикаций и правила их оформления

1. Дополните данный текст приведенными ниже цитатами. Используйте все три основных способа цитирования.
Цитата – термин, в который разные авторы вкладывают неодинаковое содержание, поэтому понятие цитаты не имеет четкой, общепринятой дефиниции. Это объясняется сложностью самого описываемого явления.
Существует широкое и узкое понимание цитаты. В узком смысле цитата – это дословная выдержка из какого-либо текста, в точности воспроизводимые чьи-либо слова. Часто указывают на необходимость обязательной ссылки на авторство и источник при использовании цитаты.
Существует также широкое понимание термина «цитата». Оно включает в себя собственно цитату как дословное воспроизведение элемента чужого текста, а также реминисценции. Цитата в широком смысле – это любое включение фрагмента чужого текста в авторский текст.
Сторонники узкого понимания цитаты называют подобные явления реминисценциями.

Для цитирования:
1. «Текст представляет собой нелинейную цепочку слов, но многомерное пространство, где сочетаются и спорят друг с другом различные виды текстов, ни один из которых не является исходным; текст соткан из цитат, отсылающих к тысячам культурных источников» [Р.Барт. Текст и интертекст. М.: ВАЛДОС, 2004. – 2004 с.].

2. “Без цитат научная работа не вызывает доверия” ( Л.М. Максимов. О преемственности на учных исследований// Вопросы философии. – 2010. - № 4. – С. 32).

3. «Реминисценция - любой фрагмент текста, наводящий на воспоминание о другом произведении” ( Иванова Л.Ф. Реминисценция//Культура русской речи. Словарь-справочник. С. 234).

Раздел 4. Устная научная коммуникация. Научный доклад: лингвистические и риторические аспекты

1. Проанализируйте текст лекции Т.И.Грановского по следующему плану:
- Стиль и жанр текста.
- Структурные компоненты текста.
- Языковые средства научного стиля.

1. «Мы будем заниматься историей последних 3-х столетий, так называемой новой историей. Известно, каким рубежом этот отдел истории отделяется от истории средневековой — открытием Америки, началом движения реформационного в Германии. Следовательно, последними годами XV и первыми XVI столетия начинается эпоха, к изучению которой мы приступим. Мы имели случай сказать в предыдущих курсах о самоуправном делении истории на периоды, но отделение истории средней от новой основано на самой сущности предмета. Если мы всмотримся в отличительный характер этих отделов истории, мы увидим здесь глубокое различие, мало — отрицание новою историей того, что служило содержанием истории средней. Характеристические особенности новых веков выдаются при сравнении их с древними и средними веками. Если обратимся назад, к древней истории, мы увидим, что она начинается на Востоке, в Азии, завершается на берегах Средиземного моря, около которого жили главные исторические народы древнего мира; Греция и Рим — вот два главных деятеля древней истории. Известен характер греко-римской жизни, по преимуществу муниципальный. Гражданин взял верх над человеком. Государство подчинило себе все остальные области человеческой деятельности и наложило печать на всю религию, искусство; человек настолько пользовался правами, насколько принадлежал тому или другому государству. Без определения гражданина ему нет места. История средних веков принимает другой характер; театр истории становится шире; от берегов Средиземного моря, сделавшегося Римским озером, история идет далее на север, народы германские становятся на первом плане; Восточная Европа — древняя Скифия постепенно вдвигается в историю, хотя передовыми народами своими, живущими на окраинах германского мира. Но не одно это внешнее различие отделяет среднюю историю от древней. Другие формы жизни, другие понятия отличают их».

2. Сравните два текста. Какой из них обладает большим потенциалом речевого воздействия? Обоснуйте свой ответ. Назовите средства речевого воздействия, используемые в данном тексте.

А.
«Акулы. Отрицательное воздействие на природу, в частности загрязнение мирового океана имассовое истребление акул, поставило эту группу животных на грань исчезновения. Пути восстановления численности известны - это и создание морских заповедников, сокращение торговых и промысловых путей, запрет на охоту, уменьшение выбросов в океан и т. д. Но самое главное, это изменение антропоцентрических взглядов на природу людей. Этот процесс уже идет, но скорость его должна возрасти в десятки раз. С исчезновением каждого вида приближается час "Х", за которым неизбежно грядёт глобальная экологическая катастрофа.
Каждый вид животных уникален и является "неразгаданной книгой тайн", например: белая акула обладает сильнейшим иммунитетом, медики научились использовать жир печени акулы, который повышает защитные силы человека, препятствует образованию раковых опухолей, помогает бороться с вирусными инфекциями. И это только одна из разгаданных загадок, а сколько ещё осталось у всех живых организмов.
Пересматривая своё отношение к природе, человек должен и для себя определить роль на этой планете. По-моему, это роль защитника и спасителя, и не только живых организмов, но и планеты в целом. Только человек способен силой разума и своих рук преобразовывать природу, создавая свои творенья. Надо учиться у неё, чтобы дело рук человеческих имело такую же степень совершенства, как и создание самой природы. Примером такого совершенства является акула». (По материалам: http://festival.1september.ru/authors).

В.
Акулы. Это слово вызывает ассоциации с нападением, с челюстями, с гибелью людей. Но так ли уж опасны акулы для человека?Многие эксперты полагают, что эта опасность сильно преувеличена. Подсчитано, что шанс человека быть подвергнутым нападению акулы составляет 1 к 11 миллионам. Только вдумайтесь: 1 к 11000000. А вот человек для акул оказался значительно опаснее. Почему? Ответ ученых вполне конкретен. Загрязнение мирового океана имассовое истребление акул поставило их на грань исчезновения С исчезновением каждого вида приближается час "Х", за которым неизбежно грядёт глобальная экологическая катастрофа.
Акула – одно из совершенных и уникальных созданий природы.Ее мы можем назвать "неразгаданной книгой тайн". Почему? Организм акулы полон тайн, еще не разгаданных человеком. Например: белая акула обладает сильнейшим иммунитетом. Таким, о котором человек может только мечтать. Медики научились использовать жир печени акулы, который повышает защитные силы человека, препятствует образованию раковых опухолей, помогает бороться с вирусными инфекциями. И это только одна из разгаданных загадок, а сколько их ещё осталось.
Можно ли восстановить численность акул? Можно. И это вовсе не приведет к тому, что они станут опасны.
Пути восстановления численности известны – это, во-первых, создание морских заповедников. Во-вторых, запрет на охоту на акул. В-третьих, уменьшение выбросов в океан.
Пересматривая своё отношение к природе, человек должен для себя определить, какова его роль на этой планете. По-моему, это роль защитника и спасителя. И не только живых организмов, но и планеты в целом. Только человек способен силой разума и своих рук преобразовывать природу, создавая свои творенья. Надо учиться у неё, чтобы дело рук человеческих имело такую же степень совершенства, как и создание самой природы. Примером такого совершенства является акула.

Вы можете убедиться в качестве данной работы. Часть контрольной представлена ниже:

1.[218]

350 р.
и получить 100 бонусных руб.
Только проверенные работы
Бонусы
при покупке
Работы по любому предмету на заказ
Способы оплаты: