Содержание
Упражнение 1. Укажите, какие из приведенных выражений являются имен-ными функциями, а какие пропозициональными; определите их местность (одноместная, двухместная, или многоместная).
1 х – самая длинная река в мире
2 Писатель х - современник писателя у
3 Правильная дробь у больше дроби 213
Упражнение 2. Создайте 5 пар понятий находящихся в отношении пересечения.
Экономист-филантроп
Дипломат – сладкоежка
Менеджер – англичанин
Мастер спорта-россиянин
Преподаватель – москвич
Чемпион – участник Олимпийских Игр
Упражнение 3. К каждому из исходных понятий подберите подчиненные и подчиняющие понятия.
1 Художник.
2 Осень.
3 Ученый.
Упражнение 4. К каждому из понятий подберите понятия, которые находятся в отношении соподчинения с ними.
Городской транспорт
Планета
Литературное произведение
Упражнение 5. К каждому понятию подберите противоречащее и противоположное понятия.
1 Сильный.
2 Здоровый.
Активный.
Упражнение 6. Изобразите отношения между понятиями с помощью круговых схем.
Медведь (А); панда (В); бурый медведь (С); животное (D); млекопитающее (E); крокодил (F);
Упражнение 7. Определите, в каком смысле – разделительном или собирательном – употребляются выделенные понятия.
Занятия спортом формируют характер
Судьи объективны и следят за соблюдением прав
ил
Книга – лучший подарок
Упражнение 8. Дайте логическую характеристику понятию.
Коллекция почтовых марок
Родственные отношения
Безбилетный пассажир
Упражнение 9. Установите, что происходит с объемом и содержанием в следующих парах понятий.
Молодежная организация
Опера
Закрытая книга
Упражнение 10. Обобщите понятия.
Доктор наук
Справедливость
Каратэ
Упражнение 11. Ограничьте понятия.
Время года
Автомобиль
Оценка
Упражнение 12. Установите правильность следующих определений. В неправильных определениях укажите, какое правило нарушено. Дайте правильное определение.
Солдат есть храбрый человек, который готов умереть за своё отечество.
Слон – большое африканское животное
Железные дороги – средство общения людей между собой
Упражнение 13. Укажите вид определения, определяемое и определяющее понятия, в последнем укажите родовое понятие и видовое отличие.
1 Прибыль – разница между выручкой предприятия за реализованную продукцию и издержками на ее производство.
2 Кокаин – ядовитое вещество, добываемое из тропического растения.
3 Альтруизм – бескорыстная забота о благе других.
Упражнение 14. Установите, являются ли следующие деления правильными? Если деление неправильное, то перечислите нарушенные правила.
Формы обучения в вузе делятся на дневную, вечернюю и заочную
Животные делятся на хищников, травоядных, всеядных и млекопитающих
Церкви делятся православные и католические, высокие и низкие
Упражнение 15. Произведите логическое деление каждого из приводимых ниже понятий по нескольким основаниям.
Речь
Диплом
Соревнования
Упражнение 16. Найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждений, укажите кванторное слово.
1 Всякий кандидат наук защищал диссертацию.
2 Большинство спортсменов не курят.
3 Большинство дисциплин в вузе непростые.
Упражнение 17. Постройте отрицание следующих суждений. (При отрицании атрибутивных суждений меняется его качество и количество).
1 Ни один специалист не злоупотребляет своим служебным положением
Все выпускники вузов имеют диплом о высшем образовании
Некоторые единоборцы – девушки
Упражнение 18. Обозначьте вид суждений, изобразите отношения между терминами с помощью круговых схем, установите распределенность субъекта и предиката.
1 Троллейбус является видом городского транспорта.
2 Маршал Жуков – выдающийся полководец Второй мировой войны.
3 Кёрлинг является зимним видом спорта.
Упражнение 19. Проверьте логическую состоятельность следующих суждений, построенных на основе логического квадрата; укажите, в каких примерах допущены ошибки и в чем они заключаются.
Ложно, что ни один студент ЧГИФК – не спортсмен (Е), значит, ложно также, что некоторые студенты ЧГИФК не являются спортсменами (О)
Истинно, что некоторые студенты сдали экзамен (А); значит, истинно также то, что некоторые студенты не сдали экзамен (О)
Ложно, что все студенты ЧГИФК – единоборцы (А); значит, истинно, что ни один студент ЧГИФК – не единоборец (Е)
Упражнение 20. Из приведенных ниже суждений выведите противоречащие, частичной совместимости и подчиняющие суждения; установите их истинность или ложность.
Некоторые суждения не являются простыми
Не ошибается тот, кто ничего не делает (Ни один человек, кто ничего не делает, не ошибается)
Не все, хорошо понимающие логику, специально ее изучали раньше (Некоторые хорошо понимающие логику не изучали ее специально раньше)
Упражнение 21. При помощи логического квадрата выведите противоположные, противоречащие и подчиненные данным суждения. Установите их истинность или ложность.
Большинство студентов успешно сдают логику
Многие студенты хорошо сдают ОФП
Все студенты сдают экзамены
Упражнение 22. При истинности исходного суждения «Х знает Y, но Y не знает Х» определите истинностные значения следующих суждений:
Х не знает Y и Y не знает Х
Если Х не знает Y, то Y знает Х
Х знает Y тогда и только тогда, когда Y знает Х
Упражнение 23. Сделайте вывод путем превращения.
Некоторые деревья не растут в северных широтах.
Ни одна захватническая война не является справедливой.
Все студенты нашей группы приняли участие в научной конференции.
Упражнение 24. Подберите 4 суждения (А, I, Е, О), сделайте из них выводы путем превращения.
Все птицы летают (А)
Некоторые студенты не курят (О)
Большинство мам – заботливые (I)
Ни один матч не проигран (Е)
Упражнение 25. Сделайте вывод с помощью операции обращения.
Спорт никому не прощает лени.
Некоторые спортсмены достойны восхищения.
Все спортсмены люди ответственные.
Упражнение 26. Подберите 3 суждения (А, Е, I), сделайте из них выводы путем обращения.
Все птицы летают (А)
Некоторые студенты не курят (О)
Большинство мам – заботливые (I)
Ни один матч не проигран (Е)
Упражнение 27. Сделайте вывод в следующих суждениях путем противопоставления предикату.
Слава изнашивается
Некоторые легкие чувства часто длятся очень долго
Холостяк – это мужчина, которому удалось не найти жену
Упражнение 28. Подберите 3 суждения (А, Е, О), сделайте выводы путем противопоставления предикату.
Все птицы летают (А)
Некоторые студенты не курят (О)
Большинство мам – заботливые (I)
Ни один матч не проигран (Е)
Упражнение 29. Произведите операцию противопоставления субъекту.
Некоторые люди обладают поразительной памятью
Некоторые люди не разбираются в живописи.
Некоторые полезные ископаемые редки.
Упражнение 30. Подберите 3 суждения (А, I, Е), сделайте из них выводы путем противопоставления субъекту.
Все птицы летают (А)
Большинство мам – заботливые (I)
Ни один матч не проигран (Е)
Упражнение 31. На основании данных трех понятий постройте правильный силлогизм, определите его фигуру и модус.
1 Единоборец; каратист; Иван.
2 Биатлон; зимний вид спорта; олимпийский вид спорта.
3 Аборигены; амулет; современные женщины.
Упражнение 32. Проверьте логическую состоятельность следующих силлогизмов, определите его форму.
1 В книге ценится или ее содержание, или форма изложения. В научной книге ценится ее содержание. Значит, в научной книге не ценится форма изложения.
2 На зачете оцениваются или знания или умения. На этом зачете оценивают знания. Значит, на этом зачете не оцениваются умения.
3 ЧГИФК имеет большой потенциал. Иван – студент ЧГИФК. Следовательно, Иван имеет большой потенциал.
Упражнение 33. Определите посылки и заключение в следующих, условно категорических умозаключениях, постройте схему вывода, определите модус и проверьте правильность умозаключений по их форме.
1. Если он не изучал логику, то он не может решить эту задачу. Он изучал логику. Значит, он может решить эту задачу.
2. Иван не станет чемпионом, если он не выиграет эту встречу. Он выиграл эту встречу. Значит, он станет чемпионом.
3. Если в силлогизме три термина, то он правильный. В данном силлогизме три термина. Следовательно, силлогизм правильный.
Упражнение 34. Использую условную посылку, постройте умозаключение: а) по утверждающему модусу, б) по отрицательному модусу.
1 Если яблоки на яблоне созрели, то они падают.
2 Если эти растения замерзнут, то они погибнут.
Если мы не можем изменить обстоятельства, то мы вполне можем
3 изменить свое отношение к ним.
Упражнение 35. Восстановите пропущенную часть силлогизма.
1 Эта победа не может быть признана, так как была достигнута с нарушением правил.
2 Иван – студент, поэтому он сдает логику.
3 Иван не изучает логику, и он не является студентом ЧГИФК.
Вы можете убедиться в качестве данной работы. Часть контрольной представлена ниже: